Оформление кабинета математики в образовательной школе
Излишняя насыщенность и пестрота оформления кабинета не способствуют повышению качества педагогического процесса. Нерациональное оформление интерьера кабинета рассеивает внимание учеников, отвлекает от изучаемого материала. Поэтому каждое средство обучения должно появляться перед глазами учащихся только на время, когда оно может быть полезным.
Считать, что кабинет должен быть занят в день по 6 часов, нецелесообразно: это создаст напряженность в расписании, обычно непреодолимую. Кроме того, в таком кабинете практически невозможна организация факультативных занятии в кружковой работы. Постоянные или долговременные экспозиции, посвященные определенным темам курса и внеурочной работе, целесообразно организовать в рекреации или в коридоре возле кабинета математики. Тогда с содержанием их учащиеся смогут знакомиться на переменах и после занятий. Являясь частью общего оформления школы, такая экспозиция будет в то же время продолжением оформления математического кабинета, или если угодно, его преддверием. Оформить ее можно на навесных, решетчатых или перфорированных щитах. Можно рекомендовать такие рубрики: «Готовимся к ЕГЭ по математике», «Прочти эти книги», «Готовься к олимпиаде», «Лучшие тетради», «Знаешь ли ты?», «Вестник математического кружка», «Календарь знаменательных дат», «Реши задачи» и т. д. Здесь же целесообразно отвести место для математических стенгазет, викторин по изучаемым разделам программы и т. п. Понятно, что в кабинете на уроке такой материал отвлекал бы учеников тем больше, чем он ярче и интереснее.
Учителя математики совместно с администрацией школы производят учет всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания математики, а также мебели и приспособлений, выделенных администрацией школы для оборудования кабинетов математики.
Результаты инвентаризации оформляются в соответствующем документе. Учебное оборудование и технические средства, пришедшие в ветхость и негодность, списываются и уничтожаются, о чем составляется акт на списание.
Заведующий кабинетом разрабатывает перспективный план оснащения кабинета недостающими учебными и вспомогательными средствами и вывешивает его на сайт учителя математики. Большую помощь в создании кабинета математики может оказать совет математического кабинета, в который вместе с заведующим входят учителя математики, не несущие обязанностей заведующих кабинетами, а также ученики, родители и шефы. Совет математического кабинета планирует ход оснащения и оборудования кабинета, распределяет задания на изготовление учебного оборудования и принимает это оборудование, контролируя качество и эстетичность, высказывает свое мнение по окраске и оформлению кабинета, устанавливает связи с различными учреждениями и организациями.
Для того чтобы техническая аппаратура работала безотказно и управление ею не выключало учителя из активной работы с классом, целесообразно подобрать в каждом классе несколько помощников-демонстраторов из числа учеников, проявляющих повышенный интерес к технике.
Эти ребята перед уроком подготовят к работе проектор, телевизор и т. п., а на уроке по указанию учителя включат соответствующую аппаратуру.
Организационный этап может тянуться годами. Поэтому особенно важна планомерность в его проведении. Например, при оборудовании доски учитель должен знать, будет ли он делать под ней (возможно, гораздо позднее) ящики для таблиц. Каждый шаг в оборудовании кабинета должен осуществляться в соответствии с общим планом.
Необходимость сосредоточения в кабинете математики всей совокупности средств обучения, обеспечивающей при подготовке к ГИА по математике усвоение математики в тех классах, для которых создан кабинет, означает, что должны быть предусмотрены емкости, достаточные для хранения учебного оборудования.
Рассчитывая их объемы, мы исходили из того, что, во-первых учитель может воспользоваться ранее выпускавшимися средствами обучения, во-вторых, теми средствами обучения, которые должны в ближайшее время прийти в школу, в-третьих, самодельными средствами обучения.
Необходимо предусмотреть возможность хранения библиотеки учебно-методической литературы.